В 2015 году Grow Food начал свой путь к большой компании. Началось всё с того, как двое молодых питерских спортсмена, Павел Паскарь и Даниэль Гальпер, по своей лени и нехватке времени не могли приготовить правильную еду согласно диете. Идея была придумана спонтанно в баре: аутсорсить любым способом вместо готовки. «Помню, напились тогда, на следующее утро проснулись, голова болела, но мы все равно созвонились и продолжили обдумывать проект»,
— вспоминает Даниэль.
Собрав 130 тысяч рублей, предприниматели вложились в маркетинг, сайт, аренду небольшой кухни в 40 квадратных метров и команду из 5 человек. Никто ничего не понимает в пищевых технологиях, но зато знают, что есть такие же ребята, как они сами. Первые клиенты – друзья, однако им получается развезти простые блюда: вареные яйца, творожную смесь, лотки с гречей и курицей. Шестеро из десяти друзей продлевают подписку. Спустя месяц после старта благодаря рекомендациям и органике заказов становится больше. Grow Food получает по 10-15 заявок в день. Оборот – миллион рублей.
С этим рождается и проблема – один водитель, который был у стартапа, не может объехать все адреса в нужные интервалы. Тогда предприниматели решили привлечь к развозке их продукции таксистов Uber, которые исправно справлялись со своей задачей на постоянной основе. Так набирается первая курьерская служба. Адреса распределяются вручную, пока на заднем плане пишется прототип ERP.
Следующий год для Grow Food становится уже масштабнее. Клиентская база в 300 человек, открывается новое производство на 300 квадратных метров, полностью налажены поставки. Однако развивающуюся компанию всё равно что-то останавливает. Вся документация ведётся руками, а кухне не хватает продуктов – работники воруют. Происходит переплата.
Списано 100 кг курицы, поставщику должны 500 тысяч рублей, а выходит в два раза больше – компания должна уже миллион.
Из-за курицы появляются долги перед поставщиком, который решает «выбить» их из предпринимателей силой. Но с помощью диалога конфликт удается избежать.
«…утром ты договариваешься, чтобы тебе привезли продукты, днем расследуешь исчезновение куриной тушки, а вечером придумываешь, как уцелеть и найти деньги отдать долг. Фудтех!».
Компании необходима централизованная закупка, контролируемая самой компанией, а не производством. Как следствие, формируется производственная и закупочная служба, еда продается на 5 миллионов рублей.
Фонд AddVenture заметил Grow Food и вкладывает 30 миллионов рублей. За эти средства в штате появляется свой колл-центр, IT-отдел, онлайн-маркетинг и учебный центр для курьеров. Компания выходит на рынок Москвы с кухней-аутсорсером. За первые 4 недели в столице продажи вырастают до 10 млн рублей в месяц. О Grow Food все говорят: статья в Forbs, мероприятия, более сотни предложений о франшизе.
Однако с ростом заказов качество еды в Петербурге резко ухудшается. Происходит замена одного шеф-повара и завхозов за другим, но дело в производстве – оно не подходит под объемы. Чем больше производство, тем раньше начинается готовка. Значит, еда лежит дольше и теряет вкусовые качества.
А на счету остаётся всего 15 млн рублей.
В январе 2017-го Grow Food выходит на точку безубыточности. Переезд в один большой офис, первый в истории компании кооператив, реклама со звездами и более двухсот мероприятий за год. Фонд AddVenture дают новые инвестиции – 300 млн рублей.
Компания пытается масштабироваться и делать из сформированных процессов целые службы. Штат вырастает до 100 человек, появляется множество менеджеров и в целом в команду вкладывается 100 млн рублей. Но эффективности не прибавляется.
Предприниматели подводят итоги:
- Неэффективная трата денег;
- Топ-менеджеры, которые не знают об их бизнесе;
- Создание велосипедов;
- Нагромождение команды вместо разработки IT-решения.
В год компания тратит 60 млн на экспериментах с меню. По итогу, стоимость еды выросла в 1,5 раза и откусила хорошую часть инвестиций.
В 2018-м году, осознав ошибки прошлого, предприниматели притормаживают рост бизнеса и занимаются эффективностью операций.
Сокращается трата средств на маркетинг, компания избавляется от лишнего числа сотрудников, создаются крепкие коммерческие, юридические и финансовые отделы. Grow Food усиливает фокус на IT-структуру.
На оставшиеся деньги от инвестиций, компания строит свой первый высокотехнологичный завод в Колпино.
«В первую очередь, мы гордимся тем, как наш завод спроектирован, инженерными сетями, тем как обустроено пространство. Но чтобы понять его ценность, в этом нужно разбираться».
Весь завод для сохранения качества продукта является одним большим холодильником, где поддерживается температура +2, +4 градуса, чтобы не было скачков температуры. Сотрудникам выдают тулупы и дают горячий чай.
Кроме того, на заводе есть свой собственный робот, который способен сам делать блины. Он – гордость компании и заменяет примерно двадцать человек.
На процессе создания завода Grow Food удалось привлечь дополнительно ещё 200 млн рублей от частных бенефициаров.
В 2019-м году компания делает в своем приложении особенный конструктор меню, достраивает завод и выходит в регионы.
Благодаря заводу, Grow Food переходит на собственное производство. За прогноз заказов и объем закупок теперь отвечает код: система знает, что пользователи предпочтут на этой неделе. С помощью кода компания быстро распродаем излишки.
По итогу, к 2020 году компания смогла найти баланс между предпочтениями пользователя, условиями рынка, собственными возможностями и амбициями, а выручка к концу года составила 2,2 млрд рублей. К своему пятилетию, клиентская база Grow Food выросла до 200 000 клиентов!